Диабет и подросток: мотивация без скандалов

  • 162
Диабет и подросток: мотивация без скандалов

Диабетикам крайне важно иметь мотивацию, чтобы продолжать лечение, которое становится образом жизни. Регулярные посещения врача, анализы и замеры сахара в крови, правильная еда и забота о теле - все это только звучит просто. Но при этом близкие и родные больных сахарным диабетом умудряются еще и запугивать их, все время напоминая о тяжелых последствиях и возможных осложнениях. Так себе мотивация, прямо скажем. Хорошо еще, если после таких страшилок диабетик не съест с горя шоколадку.

Особенно остро вопрос мотивации стоит перед ребенком или подростком с диагнозом сахарного диабета. И с ними угрозы и запугивания уж точно не работают. Дело в том, что человеческий мозг устроен очень хитро. Если он испытывает страх, то блокирует способность учиться и искать решение. При этом, страх, вина и стыд, если мы испытываем их часто, просто снижают уровень восприятия проблемы. Другими словами, в первый раз угроза еще может подействовать. Но во второй и третий раз, мы ее просто проигнорируем. И это уже не только про подростков. В любом возрасте мозг в этом направлении работает одинаково.

Зато детям и подросткам крайне сложно примерить устрашающую ситуацию на себя. Они и правда думают, что их это не коснется. Человек не способен прогнозировать свое отдаленное будущее, пока не достигнет определенной внутренней зрелости. Дети могут представить себя через 5 минут. Подростки - чуть дальше. Но они не в состоянии представить, что с ними может случится во взрослом возрасте.

Что делать?

Вместо того, чтобы в очередной раз напугать своего ребенка, попробуйте альтернативные способы воздействия. А именно:

1. Описывайте проблему, которая есть. И делайте это просто. Например: “Вот уже три дня у тебя сахар по утрам повышен”.
2. Спрашивайте его мнение. Например: “Что думаешь предпринять, чтобы сахар стал лучше?”
3. Мотивируйте на управление заболеванием приятными и желанными вещами. Например: “Я знаю, что ты хочешь заниматься теннисом. Но, к сожалению, для этого нужно иметь силы для спорта, быть активным.”
4. Вместо запретов и угроз найдите пути решения. Например: “Что из рекомендаций врача ты сможешь выполнять? Можешь ли добавить дополнительный замер по вечерам?”
5. Не отворачивайтесь от ребенка. Он не должен чувствовать себя отвергнутым, даже если не выполнил какие-то из рекомендаций. 

Все люди разные. И у всех нас разные кнопки для мотивации. Но по-человечески теплых отношений хотим мы все.