Нужно ли воспитывать гениев? Слово экспертам

  • 179
Нужно ли воспитывать гениев? Слово экспертам

“Главное, чтобы мой ребенок вырос счастливым!” - думает каждая мама и все равно тащит его на очередное занятие в развивашку. Может быть, все дело в том, что мы сами не до конца уверены в том, что же такое счастье? Мол, вырастет умным, найдет хорошую работу, заработает много денег - и вот будет ему счастье. Если вы тоже так считаете - настоятельно рекомендуем прочитать нашу статью.

Медицинская школа Гарварда провела исследование, которое дало неожиданные результаты. Синдром дефицита внимания и гиперактивности значительно помолодел. Подобный диагноз все чаще ставят самым маленьким первоклашкам. То есть тем, кого посадили за парту примерно в 6 лет. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Даже здоровым детям трудно и, прямо скажем, скучно сидеть неподвижно на протяжении 30-40 минут. При этом они могут быть очень способными, но от природы ведь не уйдешь. Не секрет, что и учителя таких ребят, как говориться, с шилом в одном месте, считают отстающими и начинают уделять им меньше внимания. Поэтому со школой лучше всего подождать. Нет ничего страшного в том, чтобы задержаться в садике еще на один год. В конце концов, успех определяется не скоростью развития, а его качеством. И не последнюю роль в нем, кстати, играет наследственность. По последним данным, на 80% на интеллект влияют именно гены.

Чтение

Современные родители любят похвастаться друг перед другом успехами своих детей. “Мой вот уже сам читает, а ваш только слюни пускает” - что-то из этой серии. Однако ученые не разделяют восторга относительно новейших методик обучения чтению. По словам экспертов, создается очень опасная иллюзия. С одной стороны, с помощью кубиков, карточек и прочих способов визуализации ребенок действительно начинает читать намного раньше сверстников. И даже может делать это с удовольствием. Но результаты исследования, проведенного еще в 1975 году в Мичигане, говорят нам о том, что такие “скороспелки” по сравнению с детьми, которых обучали чтению по старинке, читают медленнее и запоминают хуже. Так что решайте, что для вас действительно важно: ребенок, который читает в три года, или ребенок, который в шесть не только читает, но и получает знания.

Мотивация

Наши родители и бабушки с дедушками особенно не раздумывали над тем, как мотивировать своих детей на учебу. Возможно, это слово и вовсе не звучало в домах того времени. Все было намного проще. Ведешь себя плохо - ремень. Хорошо - возьми с полки конфетку. Сегодня от ремня мы наконец-то ушли, а вот от наград и всевозможных поощрений никак не может. Хотя это, уверены эксперты, тоже не лучший способ заинтересовать ребенка. Если он все время получает бонусы за свои усилия, то перестает ощущать, что это самое усилие в первую очередь нужно ему самому. Не конфеты ради, а результата для, так сказать. В подрастающем организме крепнет мысль, что и стараться нет смысла, если награда не последует незамедлительно. В подтверждение тому - результаты исследования, проведенное в 1971 году в Рочестерском Университете. Двум группам студентов предложили решить ребусы. В первый день ребята делали это бесплатно и с удовольствием. Во второй день первая группа продолжила решать головоломки просто так, а вторая получила за это деньги. В третий день денег снова не дали, и мотивация к поиску правильных ответов резко пошла на спад.

Но что же теперь совсем не хватить детей? Конечно же, нет. Алан Каздин, директор Родительского центра и Клиники детского поведения Йельского университета, например, уверен, что именно вознаграждение формирует привычку. Другими словами, если постоянно поощрять ребенка за порядок в комнате, то через какое-то время беспорядок просто начнет его раздражать. И он начнет уборку не ради условной конфеты, а для собственного удовлетворения.

Но не будем списывать со счетов и простой интерес. Вам не придется награждать ребенка за уборку каждый раз, если вы придумаете, как сделать этот процесс интересным для него. Хотя куда более важно, чтобы выполненное задание заставляло ребенка гордиться собой. Поскольку вознаграждение ни в какое сравнение не идут с личными достижениями.

Сложность

Сейчас очень модно, особенно среди мам, говорить о том, что свое приходит само, а если что-то дается тяжело - то нужно ли оно вообще? Насколько применим данный принцип к детям? А точнее к их образованию? И как же, в конце концов, быть со старым-добрым “через тернии к звездам”? Другими словами, должно ли быть ребенку сложно в школе? Да, должно. По крайней мере так считает знаменитый психолог Льюис Термен, автор “Генетического исследования гениальности”. Он наблюдал за талантливыми детьми с 1921 года и пришел к выводу, что уровень задач обязательно должен соответствовать уровню их интеллекта. Иначе ни о какой успешности и говорить не придется. Однако, и с этой точкой зрения можно поспорить. К сожалению, не всегда сильный класс заставляет ребенка стремиться к вершинам знаний. Часто случается и совсем наоборот. Поэтому давайте остановимся на том, что ребенку в школе не должно быть легко. А вот насколько должно быть сложно - вопрос индивидуального характера.

Оценки

Может быть, хоть нашим детям больше не придется стирать двойки в дневнике? Давно ведь доказано, что оценки - это вообще не показатель ума. Вот и Льюис Термен тоже считает, что они показывают лишь способность конкретного ребенка справиться с конкретным заданием в конкретный момент времени. А неудовлетворительные отметки, по его мнению, вообще крайне неинформативны. Ведь причин, по которым ребенок не справился с тестом или контрольной, может быть множество: от низкой стрессоустойчивости до индивидуальных особенностей восприятия. Более того, профессор Термен и его коллеги сделали вывод о том, что дети, получающие высокие баллы с раннего возраста, быстрее сталкиваются с недостатком мотивации. Поэтому основная задача родителей - объяснить ребенку прямую связь между высокими результатами в учебе и скрупулезной работой.

IQ

Если вы решили измерить коэффициент интеллекта своего ребенка, дважды подумайте: с какой целью вы это делаете. Изначально показатель был разработан для групповых тестирований, например, у призывников перед службой в армии. Или все тот же Льюис Термен отбирал по такому принципу участников своих исследований. И даже это не помешало ему пропустить двух будущих нобелевских лауреатов по физике. Уильям Шокли, придумавший транзистор, и Луис Альварес со своей пузырьковой камерой показали результаты ниже нужного уровня. Так что давайте не будем навешивать ярлыки раньше времени.

Как помочь ребёнку?

Вместо того, чтобы растить гения, лучше подумайте, как вы можете помочь своему ребенку. Очень полезный навык - составление интеллект-карт. Это наглядные диаграммы связей между объектами и явлениями, напоминающие паутину. С их помощью гораздо легче запоминать любой материал. Это научно доказал даже нобелевский лауреат по физиологии и медицине Роджер Сперри. Он объяснил это тем, что чем чаще взаимодействуют друг с другом зоны мозга, тем эффективнее работает наш мыслительный процесс. Таким образом, когда ребенок рисует подобные карты, он не только систематизирует информацию, но еще и заставляет свое серое вещество работать более эффективно. Но для начала просто понаблюдайте за своим школьником. Изучите его особенности внимания на примере выполнения домашнего задания. На сколько его хватает? Быстро ли оно переключается? Быстро ли ребенок начинает отвлекаться? Какие предметам ему больше интересны, а какие тяжело даются? К чему у него склонность? Только найдя ответы на все эти вопросы, вы реально сможете помочь ребенку найти дело по душе. А значит и стать счастливым.