Детский интерес. Почему он теряется и где его искать?

  • 205
Детский интерес. Почему он теряется и где его искать?

Страшный сон любого родителя - ребенок, который ничего не хочет. Ему становится не интересна учеба, спорт, книги и даже любимая игрушка. Почему так происходит? Докопаться до истинной причины бывает очень сложно. Ребенок или не хочет откровенничать на этот счет, или и сам не знает, что же с ним происходит. Давайте разберем самые распространенные мотивы для детской апатии.

Слишком много нагрузки

Утром - школа, после уроков - дополнительный английский, вечером - занятия карате, а после этого еще домашнее занятие нужно сделать. К сожалению, такой темп для современных школьников не редкость, а скорее обыденность. Хотя на самом деле это не очень полезно для их психологического здоровья.

Родителей понять можно, они пытаются дать своему чаду как можно больше шансов реализоваться. Но зачем же делать все и сразу?! Такой объем нагрузки демотивирует, а в некоторых случаях и вовсе приводит к детской депрессии.

Образование безусловно важно, как и занятия спортом, и творчеством. Но не стоит доводить идею всеобъемлющего развития личности до абсурда. Большие нагрузки в детстве отнюдь не гарант успешного будущего. Ребенок может даже не понимать, зачем его таскают по всему городу к разным малознакомым людям. Вполне возможно он мечтает о более простых вещах, таких как игра и сон. Но может никогда не признаться вам в этом, чтобы вас не расстраивать.

Помните, что игра - это основное занятие любого ребенка лет до 9-10. Составляя ему расписание занятий, обязательно оставляйте время для развлечений. Наряду со скучными и серьезными занятиями у ребенка должно быть и веселье. Вы можете вместе придумать такие игры, которые будут интересными для него, и полезными с вашей точки зрения.

В психологии есть понятие “зоны ближайшего развития”. Его автором считается Лев Выготский, который жил и работал еще в начале прошлого века. Однако труды его деятельности не теряют актуальности и сегодня. Современный психолог Юлия Гиппенрейтер, например, в своей книге «Разговаривать с ребёнком. Как?» разъясняет суть этого понятия. Зона ближайшего развития - это те задачи, которые ребенок пока не может выполнить без помощи взрослых, однако у него получится справиться с ними самостоятельно в самое ближайшее время. Сначала вы делаете что-то с ребенком, а потом он делает это сам. Следовательно, чем больше дел вы делаете совместно, тем больше в будущем он сделает уже без вашей помощи.

Ощущение бесполезности образования

Одна из причин утраты интереса к учебе - искреннее непонимание ее пользы. Сегодня, когда практически весь образовательный процесс в школе заточен под сдачу ЕГЭ, ОГЭ и прочих экзаменов, школьник может просто растеряться и забыть, зачем он посещает занятия на самом деле. Вот что говорит психолог Мария Лукина по этому поводу: “Экзамены нужны для поступления в вуз. Там есть четкие критерии оценки. Однако результаты по остальным, так называемым, непрофильным предметам, оцениваются очень субъективно. Естественно, что в такой ситуации ребенок теряется и не понимает, как ему все это пригодится в дальнейшем”.

Многие педагоги тоже находятся в затруднительном положении. Они зачастую и сами не знают, как объяснить ребенку пользу от своих уроков, если по этому предмету не нужно будет сдавать экзамен для вуза. И понимают ли они эту пользу сами?

А домашнее задание, которое вместо школьников делают их родители? Все эти макеты, проекты и рефераты. Детям попросту не хватает на них времени или знаний. И в этой ситуации трудно обвинять кого-либо, разве что всю систему образования...

Когда мы говорим о первокласснике или воспитаннике детского сада, то родители еще могут подобрать учреждение с уклоном на факультативные занятия или поощрять за хорошие отметки дома, выстраивая тем самым свою собственную систему мотивации. Узнайте больше об олимпиадах и конкурсах по тем предметам, которые действительно интересны вашему ребенку. Обсудите выбор его будущей профессии с точки зрения необходимости пройти пусть и скучный, но такой важный этап в виде изучения профильных предметов.

Отношения в школе

По статистике, каждый третий школьник в мире становится жертвой травли как минимум раз в месяц. Число страдающих от побоев не известно. Травля и конфликты в школе были всегда, и они могут происходить как между сверстниками, так и между учеником и педагогом. Возможно причина апатии вашего ребенка таится именно в непростых отношениях в стенах школы.

Зачастую жертвы буллинга не рассказывают ничего родителям. Они могут бояться наказания или не хотят разочаровывать своих близких. Для того, чтобы не упустить момент, просто почаще разговаривайте с ребенком. Вы обязательно почувствуете, если что-то будет не так. Если сын или дочь охотно рассказывают о том, что они делали дома в ваше отсутствие, но замолкают, когда речь заходит о школе. Если отводит глаза или становится грустным, а может быть даже агрессивным - это верный признак скрываемого конфликта.

Чтобы быть в курсе школьной жизни ребенка, старайтесь посещать общие мероприятия. Сопровождайте класс на экскурсиях, помогайте организовывать праздники и, конечно же, присутствуйте на родительских собраниях.

Боязнь провала

В наши дни страх неудачи стал более распространен благодаря влиянию соцсетей. Если ребенок постоянно видит посты своих друзей или одноклассников, свидетельствующие об их успехах, он может потерять собственную мотивацию. Точно так же на него действуют и слова о том, что провалить ЕГЭ - это трагедия. К сожалению, именно так пытаются сподвигнуть своих учеников некоторые из педагогов. Да и родители подливают масло в огонь. Психолог Елена Савчук советует обсуждать дома свои собственные промахи. Это позволит нейтрализовать страх неудачи и подарит ребенку право на ошибку. Расскажите, что вам тоже не нравились экзамены или вы до сих пор испытываете физический дискомфорт в сложных ситуациях. Обязательно напомните ребенку, что вы не перестанете его любить, как бы он не сдал экзамены.

Дислексия и прочие трудности

Трудности в обучении испытывают от 10 до 15% всех людей в мире. Это цифры российской Ассоциации дислексии. В число трудностей входят не только проблемы с чтением, но и с письмом, а также чтением. Но почему-то у нас их принято объяснять ленью ученика или недостаточными стараниями школьника. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее. Возможно, он хочет учиться, но просто не может.

В психологии подобные нарушения называются изолированными. Это значит, что ребенок может испытывать трудности в каком-то одном конкретном навыке. Задача родителей - своевременно заметить нарушение и привлечь на помощь специалиста. Профессионал должен не просто диагностировать отклонение, а устранить его. Оптимальное время для таких занятий еще до школы, хотя наблюдение не стоит оставлять и в начальных классах.

Одной из самых распространенных причин дислексии является нарушение фонематического слуха. При таком отклонении малыш распознает громкость, интонации, но не способен различить фонемы. То есть слога “ма-ма” и “па-па” звучат для него совершенно одинаково. Здесь поможет только логопед.

Неопределенность цели

С этим часто сталкиваемся и мы, взрослые, что уж говорить о детях. Если ребенок не знает, чего он хочет, он может впасть в апатию. Это никак не отражает его умственные или физические способности. Это только про силу волю. Мы собрали несколько советов, которые помогут развить целеустремленность. Уверены, что они будут полезны не только школьникам, но и всем нам.

  • Научиться ждать и копить. Нет ничего страшного в том, чтобы ребенок сам планировал свои расходы из карманных денег. Хочет новую игрушку - пусть копит.
  • Получать награду за успехи в школе. Вы можете пообещать, что покроете часть суммы на новый гаджет, если экзамен будет сдан на отлично. Только обязательно сдержите обещание.
  • Иметь право на личное мнение. Как правило, мотивация теряется при слишком жестком контроле со стороны родителей. Отпустите вожжи.
  • Смеяться трудностям в лицо. В конце концов, плохие отметки - это не трагедия. Главное, что ваш ребенок жив и здоров. Все остальное поправимо.
  • Получать похвалу за старания. Психологи сходятся во мнении, что лучшие результаты в учебе показывают те дети, которых хвалили не за оценки, а за рвение. Хвалите за черты характера, а на оценки можно реагировать и более спокойно. Какими бы они не были.