Детская психология. Успешность формируется с детства.

  • 47
Детская психология. Успешность формируется с детства.

Большинство из нас не помнят первые два или три года жизни, но именно в это время мы переживаем самые значимые моменты, которые могут повлиять на нас в дальнейшем, оказывая свое влияние на протяжении всей жизни. 

Какие события делают ребенка успешным в дальнейшем и как, зная это, воспитать своего малыша? Ответа на этот вопрос, как и четкого определения успешности, нет, однако постоянно проводятся исследования, которые отслеживают взаимосвязь различных факторов в детстве и их дальнейшим проявлением во взрослой жизни. Именно о таких исследованиях сегодня и пойдет речь.

Первое исследование, опубликованное в журнале “Child Development”, обнаружило, что тип эмоциональной поддержки, которую ребенок получает в течение первых трех с половиной лет оказывает влияние на образование, социальную и романтическую жизнь даже 20 или 30 лет спустя.

Младенцы и дети младшего возраста, выросшие в поддерживающей и заботливой домашней обстановке, в дальнейшем имели тенденцию к более лучшим результатам при стандартных тестах, они с большей вероятностью достигли более высоких званий по мере взросления. Они также были более склонны ладить со своими сверстниками и чувствовать себя удовлетворенными в своих романтических отношениях.

Ли Раби, психолог и доктор наук из Университета штата Делавэр, который руководил исследованием, считает, что на ранних этапах жизни, роль родителей заключается в том, чтобы помогать, поддерживать и заботиться о своих детях, давая им при этом понять, что все усилия малыши делают не для кого-то, а исключительно для себя.

Раби использовал данные, полученные от 243 человек, которые участвовали в наблюдениях. За всеми участниками следили с рождения, пока им не исполнилось 32 года.

«Исследователи время от времени заходили в дом этих детей. В других случаях они приводили детей и их родителей в университет и наблюдали, как они взаимодействуют друг с другом», – рассказывает ученый.

Конечно, родительское поведение в ранние годы – это только одно из многих влияний, и оно не обязательно вызывает выгоды, которые можно увидеть в исследовании. Подводя итоги, исследователи учитывали социально-экономический статус участников и условия, в которых они росли.

В конечном итоге, исследователи пришли к выводу о влиянии домашней атмосферы и заботы в возрасте до трех лет на дальнейшую успешность ребенка. Так, она составила 10%, а поздний опыт, генетические факторы и даже случайное стечение обстоятельств оказывают до 90% влияния на дальнейшую успешность.

Второе исследование, также опубликованное в журнале “Child Development”, показало, что ранний опыт детей помогает предсказать, разовьется ли у них социальное тревожное расстройство в подростковом возрасте.

В этом исследовании ученые из Университета Мэриленда наблюдали, как 165 детей реагировали на расставания с родителями. Кто-то расстраивался, но быстро приходил в себя после воссоединения. Другие же дети труднее переносили даже самые короткие расставания: они начинали истерику и не могли успокоиться даже после воссоединения.
Такие сверхчувствительные дети с большей вероятностью сообщали о том, что они чувствовали беспокойство, общаясь и посещая вечеринки в подростковом возрасте.

Так что все это значит? 

С одной стороны, это означает, что человеческое развитие является сложным процессом, все аспекты которого изучить будет крайне сложно, ведь всегда свою весомую роль играют генетические факторы, характер и даже случайность. С другой стороны, мы можем прослеживать элементарную зависимость между каким-то явлением и его последствием в дальнейшей жизни, что на порядок облегает задачу понимания успешности некоторых людей.

Несмотря на все исследования, роль нового опыта и человеческой самодисциплины никто не отменял, поэтому все недочеты в воспитании всегда можно поправить и с помощью осознания проблемы и детальной ее проработкой для полной ликвидации.