​ Гены или социум: что возьмет верх в формировании личности ребенка?

  • 98
​ Гены или социум: что возьмет верх в формировании личности ребенка?

Помните советский кинофильм «Джентльмены удачи»? Один из героев фильма произносит фразу: «Такой хороший женщина, а отец барыга, спекулянт!». Конечно, можно здесь задорно посмеяться, но лучше задуматься. Может ли окружающая среда формировать личность ребенка или каждый сам за себя? Что сильнее: гены или социум. Давайте разбираться.

От осинки не родятся апельсинки

По заявлению ученых, на 80% наша личность зависит от нашего ДНК. То есть все, что есть в человеке — это наши гены, которые несут уже с рождения информацию о том, каким будет человек.

Когда ученые открыли этот факт, многие думали, что сейчас мы найдем настоящий рецепт счастья, будем придерживаться правил, которые нам диктуют наши гены — и будет нам счастья. Однако все оказалось не так просто.

Многие забыли, что остальную часть личности (а это всего лишь 20%) составляет социум. Но именно он окончательно формирует будущую личность. Да, гены закладывают свой фундамент, но то, в каких условиях живет человек, а в данном случае ребенок, зависит его будущее.

Дайте место розовому слону

Если вы не читали в детстве рассказ Носова «Фантазеры» обязательно сделайте это, дабы окунуться в атмосферу невероятной фантазии. Психологи уверены, что именно возможность фантазировать развивает не только воображение ребенка, но и формирует его как личность.

Если малыш говорит маме, что на улице посреди двора стоит розовый слон, то мама ни в коем случае не должна кидать снисходительную или раздраженную фразу типа “Не выдумывай! Делом займись! Почитай или уроки сделай!” Такая реакция не просто испортит ребенку настроение, а станет настоящим блокатором дальнейшего его развития. Ведь благодаря фантазии ребенок может моделировать свое будущее. Но если это свойство детского мозга регулярно подавлять, то «на выходе» вы получите очень ограниченного во взглядах, «затюканного» и неуверенного в себе взрослого человека.

Еще один негативный фактор влияющий на формирование личности ребенка — это его возможность высказывать свою точку зрения. Удивлены? Неужели малыш может иметь собственное мнение? Конечно.

Каким бы прекрасным не был ваш дом и как бы здоров не было в кружке, где занимается малыш, если его постоянно перебивают, не дают высказать свою мысль до конца, то провоцируют ребенка «застрять» в своих мыслях.

В силу возраста, ребенок зачастую не может сразу изложить все то, что хочет сказать. Ему требуется время на обработку мыслей, а также подбор подходящих слов. Но при этом он очень хочет, чтобы его слушали, даже если он хочет рассказать вам про розового слона за окном. А если вы его не дослушали, перебили, то тем самым вы сделали вклад в то, чтобы ухудшить способности ребенка в общении. Со временем, малыш перестает чувствовать уверенность в своих силах, замыкается и перестает идти на контакт.

Поэтому родители да и педагоги должны общаться с ребенком, как со взрослым, при этом не забывая, что перед вами все же еще маленький человек.

Болезнь как защитная реакция

Все чаще психологи сегодня говорят о том, что микроклимат в семье, дома и социум влияют на то, как будет себя чувствовать человек, особенно ребенок. Многие родители удивляются тому, почему их дети часто болеют, ведь их постоянно тепло одевают, чтобы малыш не простудился, кормят, тщательно подбирая продукты, дабы не вызвать аллергию или расстройство желудка и т. д. Но как только специалист начинает выявлять подноготную семьи, оказывается что дома на ребенка часто ругаются или конфликты возникают между родителями. Но все болезни списываются на холодный ветер или некачественные продукты. В том и кроется главная ошибка.

Маленький человечек, сам того не подозревая, запускает защитные механизмы и начинает болеть. Ведь тогда вокруг него тут же объединяются взрослые и ссоры на время прекращаются. В будущем происходит то же самое. Организм привыкает болеть, если вокруг творится что-то плохое. И вот мы уже получаем часто болеющего специалиста, который не может справиться с агрессией на работе или собственными неудачами и тут же идет на больничный, ведь дома так спокойно.

С волками жить - по-волчьи выть

Раз уж заговорили о литературных произведениях, то здесь можно вспомнить сказку про короля, который предпочел выбрать безумство и пойти за своим народом. Для тех, кто не в курсе, кратное содержание. Был король умный и справедливый. Но тут в его королевстве появился колодец с водой, выпив которую люди становились обезумевшими. И вот все его подданные напились этой воды и стали ненормальными. Но раз их много, то их ненормальность напротив стала восприниматься нормой. А вот короля, который еще не пил чудо-воды стали считать обезумевшим. И что делает король? Он выбирает путь своих людей — пьет воду, становится таким же дурным, как все и, о чудо, слава королю!

Кто виноват в данной ситуации? Социум, который толкнул несчастного короля на путь безумия? Или родители, которые не вложил в сына твердость характера и умение противостоять массе, дабы сохранить чувство собственного достоинства? Психологи сходятся во мнении, что все же дело в воспитании. Человек сломался перед обстоятельствами, не проявил силу духа, а еще предпочел славу и уважение в качестве безумца, но среди толпы.

Отсюда вывод, слабохарактерность заложенная в детстве, а возможно напротив тщеславие и желание всегда быть на коне, а также социум сыграли свою роль в дальнейшей жизни. Как говорится, сказка ложь да в ней намёк...